Технологическая платформа

Технологическая
   платформа

Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года определена важная роль развития высокоскоростного железнодорожного транспорта. В этой связи ОАО "РЖД" выступило инициатором создания технологической платформы* "Высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт".

Организация скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения придаст дополнительный импульс научно-техническому развитию и совершенствованию технологий практически во всех смежных отраслях от машиностроения до интеллектуальных вычислительных систем, обеспечивая дальнейшее стимулирование научно-технического и интеллектуального потенциала страны, в первую очередь, за счет размещения на отечественных предприятиях заказов на создание новых образцов техники мирового уровня.

Основные задачи технологической платформы (ТП):

  • интеграция современных машиностроительных, информационных и телекоммуникационных технологий и средств автоматизации в транспортную инфраструктуру, транспортные средства для повышения безопасности и эффективности транспортного процесса, обеспечения надлежащего уровня комфорта и качества транспортных услуг;
  • разработка комплекса технических регламентов и национальных стандартов с учетом мирового опыта проектирования, строительства и эксплуатации скоростного и высокоскоростного железнодорожного транспорта, позволяющих осуществлять перевозочный процесс в соответствии с мировым уровнем;
  • разработка и реализация системы финансового обеспечения проектов с учетом возможного использования различных источников инвестиций, определение роли и форм участия государства и частных инвесторов в реализации проектов скоростных и высокоскоростных железнодорожных магистралей;
  • реализация проектов создания инфраструктуры железнодорожного транспорта, предназначенной для обеспечения высокоскоростного железнодорожного движения;
  • разработка и производство технических средств нового поколения для высокоскоростных магистралей, включая инфраструктуру и подвижной состав;
  • подготовка кадров для обеспечения скоростного и высокоскоростного движения.

ОАО "РЖД" выступило инициатором проекта по технологической платформе "Высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт" в рамках мероприятия 1.6 федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы" по теме "Проведение поисковых исследований и создание научно-технического задела в области разработки транспортных систем с магнитным подвешиванием и линейным электроприводом, позволяющих повысить скорость железнодорожных сообщений до 1000 км/ч".

Основные группы технологий, которые предполагается развивать в рамках ТП:

  • технологии создания интеллектуальных систем навигации и управления;
  • технологии создания новых транспортных систем и управления ими;
  • нанотехнологии и технологии создания наноматериалов;
  • технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и потребления тепла и электроэнергии в сфере железнодорожного транспорта;
  • технологии обработки, хранения, передачи и защиты информации;
  • технологии производства программного обеспечения;
  • технологии снижения риска и уменьшения последствий природных и техногенных катастроф;
  • новые материалы.

Перечень секторов экономики, на которые предполагается воздействие технологий, развиваемых в рамках ТП:

  • транспорт и связь;
  • транспортное машиностроение;
  • электротехническая промышленность;
  • металлургическая промышленность;
  • приборостроение;
  • химическая промышленность;
  • электронная промышленность;
  • космос;
  • строительство.

Для реализации технологической платформы будут привлечены отраслевые научно-исследовательские организации, а также организации академии наук, государственные корпорации, профильные вузы.

1 апреля 2011 года на заседании комиссии по высоким технологиям и инновациям при Правительстве РФ был утвержден перечень технологических платформ, в число которах вошла ТП "Высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт".

Реализация предлагаемой ОАО "РЖД" ТП позволит:

  • в среднесрочной перспективе обеспечить скорость движения поездов до 400 км/ч (на основе внедрения передовых инновационных разработок в области управления движением и средств инфраструктуры, в качестве пилотной будет использована линия Москва – Санкт-Петербург);
  • в долгосрочной перспективе создать совершенно новый вид транспорта, основанный на принципах магнитной левитации, со скоростью движения до 1000 км/ч.

Распоряжением ОАО "РЖД" от 02.08.2011 № 1701р "О создании рабочей группы по формированию технологической платформы "Высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт" образована рабочая группа в составе двух подгрупп:

  • подгруппа №1 по формированию, разработке проекта реализации и механизмов функционирования технологической платформы на среднесрочную перспективу, обеспечивающих скорость железнодорожного сообщения до 400 км/ч;
  • подгруппа №2 по формированию, разработке проекта реализации и механизмов функционирования технологической платформы на долгосрочную перспективу, позволяющих повысить скорость железнодорожных сообщений до 1000 км/ч.

25 августа 2011 года состоялось заседание рабочей группы, на котором рассмотрены перспективы формирования ТП, мероприятия по созданию и обеспечению ее деятельности, альтернативные организационно-правовые формы функционирования и Меморандум об образовании ТП.

26 октября 2011 года на заседании рабочей группы рассмотрены последние редакции предложений участников технологической платформы по Стратегическим направлениям исследований на среднесрочную перспективу 2012 – 2015 гг. В ходе обсуждения принято решение взять за основу предложения ОАО "НИИАС", которому рекомендовано представить окончательную редакцию проекта Стратегических направлений исследований на среднесрочную перспективу.

11 ноября 2011 года были утверждены Стратегические направления исследований и разработок в рамках технологической платформы "Высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт" на среднесрочную перспективу (2012-2015 гг.).

Следующим шагом реализации технологической платформы будет разработка Стратегической программы исследований, представляющей собой согласованную и взаимоувязанную по целям, ресурсам, возможным исполнителям (в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц") и срокам систему мероприятий, прикладных исследований и разработок, в том числе опытных и экспериментальных работ, инновационных и инвестиционных проектов. ОАО "РЖД", как координатор технологической платформы, будет поддерживать включение в Стратегическую программу исследований тех работ, которые соответствуют утвержденным Стратегическим направлениям исследований и разработок.

14 мая 2012 г. состоялось заседание Рабочей группы № 2 по формированию технологической платформы "Высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт" на долгосрочную перспективу. На заседании были рассмотрены промежуточные результаты исследований по определению тенденций развития транспортных систем на магнитном подвесе, выполненных ООО "ПромНаноСистемс" по заказу ОАО "РЖД". В целях разработки Стратегических направлений исследований и Стратегической программы исследований технологической платформы на долгосрочную перспективу принято решение сформировать рабочую подгруппу в составе 12 человек. Подготовленные в подгруппе проекты этих документов в августе с.г. представлены в Центр инновационного развития – филиал ОАО "РЖД" для организации согласования и утверждения руководством компании.

20 июля 2012 года в Министерстве образования и науки состоялось совещание по вопросу формирования на 2013 год тематик и объемов финансирования НИОКР при участии технологических платформ в рамках реализации федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 – 2013 г.г." (далее – ФЦП). ОАО "РЖД", как координатор технологической платформы "Высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт", планирует направить предложения по формированию тематик в рамках следующих приоритетных направлений:

  • индустрия наносистем;
  • информационно-телекоммуникационные системы;
  • энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика.

*Технологическая платформа - это коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества).

screenRenderTime=1